Целью мониторинга было определение: •эмоционального отношения школьников и уровня их интереса к предмету «Истоки»; •мотивации школьников на изучение предмета «Истоки»; •уровня сложности предмета «Истоки» для восприятия школьников; •влияния предмета на формирование ценностно-смысловой сферы личности школьников; •активности школьников на уроках «Истоки», формирования у них коммуникативных компетенций; •уровня психологической комфортности на уроках «Истоки» для учащихся; •влияния предмета на формирование патриотических чувств у школьников; •воспитательного влияния предмета «Истоки» на школьников (на основе педагогического наблюдения). Мониторинг состоял из 3 анкет: двух анкет для учащихся и одной анкеты для их родителей. Мониторингом было охвачено 294 родителя, 143 школьника начальной школы и 196 учащихся 5-8 классов. Вот некоторые вопросы, которые задавались родителям: • Чего Вы ожидаете от введения предмета «Истоки»? • Оцените учебники и рабочие тетради по предмету «Истоки». • Как Вы считаете, влияют ли уроки «Истоки» на нравственное развитие Вашего ребенка? После обработки анкет были получены следующие данные. 1. 62% родителей из числа опрошенных ожидают от введения предмета «Истоки» духовно-нравственного развития ребенка, 25% считают, что этот предмет способствует расширению кругозора. 2. У 57% родителей на данном этапе оправдываются ожидания от введения предмета «Истоки». 3. 32% родителей видят отличие предмета «Истоки» от других школьных предметов в духовно-нравственном развитие ребенка. 4. 81% родителей дали положительную оценку учебникам и тетрадям по предмету «Истоки». 5. Также 81% родителей отметили положительное впечатление своего ребенка от уроков по предмету «Истоки». 6. 87% родителей считают необходимым продолжение изучения предмета «Истоки» в школе. В некоторых вопросах анкеты было предложено высказать свое мнение по данной теме. Приводим некоторые из них: • "Ребенок должен знать, что нас окружает тонкий мир чувств, взглядов, что каждый человек должен когда-то делать анализ всему содеянному. «Мир» должен быть в мире. Кругом должно быть спокойствие, но не равнодушие". • "В этом предмете есть, если так можно выразиться, душа. Этот предмет пропитан духовностью, любовью к нашей Земле. Это воспитывает в наших детях гордость за нашу Родину". Конечно, были и замечания и пожелания (что очень порадовало, т.к. это говорит о том, что родители подошли к заполнению анкеты серьезно). В анкетах для учащихся просили высказать свое мнение по следующим вопросам: - Нравятся ли тебе уроки «Истоки»? - Чему ты научился на уроках «Истоки»? - Назови твои любимые предметы. - Какие предметы учат тебя добру, любви к Родине, уважению к старшим, любви к своей семье? При обработке этих анкет были получены следующие данные: 1. 38% ребят назвали предмет «Истоки» любимым (45% - история, 40% - ИЗО, 35% - русский язык, 31% - литература). 2. На вопрос, какие предметы учат тебя добру, любви к Родине, уважению к старшим, любви к своей семье, свыше 80% школьников отметили, что это "Истоки". 3. 25% школьников указали «Истоки» самым важным предметом для них. 4. 21% школьников назвали предмет «Истоки» самым любимым уроком и 69% школьников предмет нравится так же, как некоторые другие уроки. В анкетах также было предложено высказать свое мнение по таким вопросам, как: - Чему ты научился на этих уроках? Ответы детей: • "Очень важно знать культуру своей Родины и традиции своего народа". • "Узнал, что такое мир внутренний, невидимый". • "Доброте, мудрости, совести, вере, любви и надежде. Эти качества обновили мою жизнь. Я начала понимать каждую частичку мира, каждую его молекулу и просто каждого". • «Истоки» научили меня не совершать ошибок, которые уже делались". - Что тебе больше всего запомнилось на уроках «Истоки»? Дети отмечали активные формы обучения: ресурсный круг, работу в четверках, в парах. Очень понравились ребятам следующие темы: «Генеалогическое древо», «Соха и топор», «Образ Отечества», «Родной очаг», «Родные просторы», «Слово» и другие. Подводя итог, хотелось бы отметить, что было очень интересно обрабатывать полученный материал. Учебно-методический центр выражает благодарность учителям гимназий №№1, 7, школ №№3, 5, 6, 8, которые приняли участие в мониторинге.